select language:
Новости - Red Fox Karelian Rocks 2016. Интервью с «Царицей горы» - Анной Микушкиной

10-13.06.2016
Карелия, Лахденпохья, Сорола,
скальный парк "Змеиная гора"

Программа соревнований:

- Трудность
- Скорость
- Боулдеринг
- Мультипитчи


Red Fox Karelian Rocks 2016. Интервью с «Царицей горы» - Анной Микушкиной

Как настроение?
Отличное! Погода «способствует» лазанию.

Да-да, мой вопрос и подразумевал: как вы лазаете в такую погоду?
Ну как — тяжело, но… сила воли. (смеется) В секторе «Атланты» более-менее сухо, хоть и не везде, и я еще залезла парочку мокрых боулдерингов. Если бы там было сухо, было бы просто, а так… «саночки».

Расскажи немного о себе.
Заниматься скалолазанием я начала где-то с двадцати лет, когда училась на матмехе в СПбГУ. Еще в старших классах начала играть в настольный теннис, продолжила на первом курсе. В том же зале одновременно с нами лазали скалолазы. Мне это все было очень интересно, и спустя год-другой я решила попробовать. Не то чтобы я бросила настольный теннис — периодически все еще играю в него.
Это была секция альпинизма, и в первый раз я оказалась не на скалах, а в горах. Там мы учились работать с веревкой. Сейчас очень многие скалолазы вообще не умеют этого, не понимают, что нужно делать. А мы изначально учились работать с веревкой и не отключать голову, как бы тяжело ни было.
Кроме того, в детстве я занималась спортивным ориентированием, и теперь мне это очень помогает. Не то, что «ноги сильные», это все ерунда. Важно то, что в ориентировании, когда бежишь, как бы ни было плохо, нужно думать. Так и здесь: когда я лезу трассу на трудность, надо думать. Если я думаю, я грамотно располагаю тело, долезаю до удобного места и отдыхаю. А дальше… еще пара перехватов — и трасса может закончиться. Все это мне действительно очень помогает в лазании.


Вообще я люблю природу, люблю находиться на природе. У меня изначально не было амбиций, желания стать первой, была другая мотивация. Во-первых, мне просто нравится лазать, это стиль моей жизни. Хоть это и не самое главное в жизни, но если смогу, я буду лазать всю свою жизнь. Во-вторых, мне всегда хочется совершенствоваться. Хочется сделать не лучше других, а хочется сделать лучше себя, лучше, чем я делала раньше.
Я тренировала детей, и когда учила их, слышала: «Ой, он не пролез, он делает неправильно, а я — молодец!» А я им отвечала: «Ребята, не смотрите, как лезут другие. Если вы залезаете трассу — вы выиграли. Еще кто-то залез — значит, у вас будет финал. Вы еще раз залезете — отлично. Еще кто-то залезет — будет суперфинал. Если вы залезете — вы выиграли». То есть, сделать надо не «лучше», сделать надо «в совершенстве».

А как тогда со скоростью?
Честно говоря, скорость — совершенно не мое, я тренировалась где-то год на скорость, но исключительно с той целью, чтобы у меня появилась динамика движений. Изначально у меня мышцы очень хорошо работают на выносливость, но на силу — плохо, а чтобы хорошо лазать боулдеринг, нужна динамика. Для этого я и бегала скорость: чтобы были толчки.

Моя основная работа — тренер. Я работаю минимум пять дней в зале, бывает, еще и в выходные. Раньше тренировала детей, а сейчас в основном взрослых людей. Тренировки групповые, но я все равно подбираю задания под всех индивидуально. Мы обязательно лазаем и большое нависание, и силовые трассы, и пассивные зацепки, и активные, если у человека пальцы не болят. Я смотрю, чтобы в тренировке был весь спектр движений и весь спектр хватов.
Те, кого я тренирую – это в основном люди, которым просто нравится лазать, не профессиональные спортсмены, но некоторые из них очень неплохо сейчас лезут. В любом случае, я хочу видеть у человека прогресс.


Мне нравится работать с людьми. Я вообще не понимаю, как можно тренировать, если не любить то, чем ты занимаешься, и людей, которых ты тренируешь. У меня со всеми моими ребятами очень хорошие приятельские или даже дружеские отношения. Я должна быть в них заинтересована, чтобы я могла им что-то дать. А дальше — уже их задача от меня это взять.
Мне нравится видеть, как человек совершенствуется. У всех разные цели и задачи, и когда кто-то в первый раз приходит ко мне на тренировку, я выясняю, чего он хочет. Получить удовольствие, лазать для себя, выигрывать соревнования, лазать на скалах. Я выясняю задачу, и в зависимости от этого мы тренируемся. В любом случае, я должна поставить человеку технику, дать ему какие-то упражнения. А затем он уже тренируется, делает разные движения, лезет. Хочет он выигрывать на соревнованиях, значит делает больше УФП, СВП. Я смотрю на сильные и слабые стороны, что человек может, чего не может, и в зависимости от этого подбираю ему трассы и задания. Самое главное для меня — это научить его лазать красиво и технично, а также постараться максимально уберечь его от различных травм. Когда я сама начинала заниматься, не было взрослых тренеров. У нас был отличный тренер, Варжапетян Людмила Андреевна, — это Снежный Барс, она прошла все семитысячники в валенках, но она альпинистка, не скалолазка. То есть, она не учила меня скалолазной технике. Потом мы немножечко лазали у Нины Тимофеевны Новиковой, но по факту, я училась, как ребенок, смотря, как и что делают другие люди. Подсматривала за ними, радовалась, когда начинала понимать какие-то хитрые движения. И прошла, естественно, через все травмы, какие только могут быть, наверно. Ну, кроме переломов.
И вот, спустя некоторое время, я начинаю понимать, как разминать человека, что ему можно давать, что нельзя давать. Моя задача – максимально уберечь человека от возможных травм.
Потому что травмы очень надолго тормозят развитие. Лучше пусть прогресс идет чуть-чуть помедленнее, но без травм.

Как ты считаешь, меняется ли жизнь у людей, которые начинают заниматься скалолазанием?
Я считаю, что в 20 лет тебе дано хорошо выглядеть и чувствовать себя, а дальше над этим надо работать, чтобы лет в 50 не оказаться развалиной. И в принципе неважно, какой вид спорта ты выберешь, главное — найти для себя свое занятие и с удовольствием им заниматься. Чтобы цель была не похудеть или стать качком, а чтобы тебе нравилось то, что ты делаешь. Тогда результат сам придет.
Скалолазание, как и любой вид спорта, тонизирует. Когда ничем не занимаешься — тяжело, человек начинает болеть, с каждым годом ему становится все тяжелее. А стоит только заставить себя выйти из дома, начать двигаться — сразу становится легче. Вроде и устал — а все равно легче. Если я три дня ничем не занимаюсь — все, я дохлая. Ничего не хочу, мне все тяжело. Спорт для меня — это допинг.

Чем тебе интересен фестиваль Red Fox Karelian Rocks?
Я в первый раз участвовала в нем в прошлом году, и мне очень понравилось. Изначально потому, что это новый массив, новые скалы, что всегда очень интересно. Сама скала мне очень понравилась, она не короткая, как на Треугольном, а протяженная, много длинных трасс. И спасибо большое компании Red Fox, которая всю скалу завесила оттяжками. Это такой большой плюс, большой кайф: приходишь, и можно лезть, куда угодно, не боясь, долезешь ты, не долезешь, сколько с собой тащить, как потом все снимать… За это компании Red Fox очень большое спасибо.

У нас таких фестивалей не очень много. В Питере только «Скалолазание для всех» на Ястребином, который теперь называется «Рокировка». Еще в Гуамке проходит фестиваль, но это не очень близко. Очень много скальных фестивалей проходит в зале, а на естественном рельефе в основном только альпинистские соревнования, но это не то.


В этом году мы всю зиму ездили на финскую боулдер-лигу, но там тоже все происходит в залах. Еще я участвовала в Таиланде в соревнованиях памяти Павла Самойлина. Очень душевное мероприятие. Сначала в первые два дня лазаешь много трасс, а потом лезешь финал. Там же два года проходили фестивали, в которых я лазала трудность. На Red Fox Karelian Rocks приятно, что уже все оттяжки висят, а там надо было лезть, развешивать их, а потом обязательно снимать, и если, например, время закончилось, а ты залез, но не успел снять оттяжки, эту трассу тебе не засчитывают, таковы правила игры. Там тоже много трасс, бывают разные погодные условия. Часть трасс — на пляже, и если большой прилив, такой, как был во время соревнований, то заливает начало скалы, и страхующий стоит в воде, веревку где-то там держит и выдает. И дожди были один год, лезли по мокрому. Это морально тяжело.

На протяжении фестиваля я лазаю очень много разных трасс, это одновременно сложно и очень полезно. Перестаешь думать о том, хочешь ты или не хочешь, а просто лезешь.
На Red Fox Karelian Rocks несколько зачетов: десять лучших трасс боулдеринга, десять лучших трасс трудности, мультипитчи, скорость и зачет на корону Царя и Царицы Горы. Мне в первую очередь интересно лазать на корону. (смеется) На самом деле, такой приз у меня первый, и он — самый лучший. Самый оригинальный из всех, которые у меня есть, и самый любимый, хотя у меня довольно много призов и кубков.

И в заключение, расскажи немного об экипировке Red Fox, которую ты используешь
Брюки Granite Climbing.
Брюки очень легкие, при этом почти не намокают, не продираются, не мешают лазать. Это великолепные штаны для скалолазания, у других уже сто раз бы продрались коленки, и я сама ободралась бы, а у Granite Climbing очень прочные усиления в районе колена.

Новая обвязка от Rock Empire великолепна, это шедевр. Ничего не жмет, В ней и страховать удобно, и срывы почти не ощущаются, она мягко «ловит». В ней очень комфортно висеть. Обычно все легкие и тонкие обвязки некомфортны, а эта на удивление очень хороша.

Отличная футболка Amplitude LS с длинными рукавами. Легкая, прочная.
Рюкзак Red Fox Race 25, великолепен, просто шедевр.

Очень нравятся кроссовки Zamberlan PARROT, они лучшее, что может быть. У меня вся команда в них ходит. Запачкались – помыл водой и все.
Мои любимые скалолазные туфли – Zamberlan PRECISA, в них отлично сидит пятка. Сейчас еще появилась комфортная модель EDGE.

Компания Red Fox за последние несколько лет сделала большой шаг вперед, их снаряжение сейчас не только не хуже, но и во многом даже лучше европейского снаряжения. Оно легкое, оно удобное, практичное. Может быть, не самое дешевое, но при этом и не самое дорогое. В соотношении цена-качество оно сильно выигрывает. Есть также не очень дорогие модели, попроще.